«Невидимые символы» несуществующей страны
«Невидимые символы» (Les Symboles Invisibles) – массивные памятники, возведенные в странах, входивших когда-то в состав Югославии. Они прославляют победу антифашистского общества, где каждый имеет одинаковые права. С теоретической точки зрения, это эгалитарное государство, общество равенства. Недавние достижения государственного строительства ставят вопрос, многого ли удалось добиться в действительности.
Фотографии предоставлены Сильвеном Эро (Sylvain Heraud, Грасс, Франция), инженером-исследователем в сфере информационных технологий. Жажда путешествий привела его в Европу, две Америки, Азию. В данных направлениях он плодотворно работает уже шесть лет, развивая талант фотографа. Особый интерес автор проявляет к архитектурному наследию человечества:
- стремится понять значение памятников и монументов, изучить историю их создания и идейную нагрузку, которую они несут;
- цель работы Сильвена – вынуть из глубин веков те секреты, которые скрывают молчаливые каменные глыбы и строения;
- это важно, поскольку они имели и имеют культурное, промышленное, политическое значение для людей, стран, регионов.
Исторический экскурс по Югославии
За период 1960-1980-х годов федеральные государства тогда еще целостной Югославии построили памятники внушительного размера. Эти «споменики» (в переводе – «памятники») построены в память о местных жителях, которые сопротивлялись жестокости и зверствам, постигшим их в ХХ веке.
Камень и бетон соединяются, чтобы прославить опыт построения страны, в которой равенство всех будет стоять выше удовлетворения частных интересов. Монументами люди говорят «нет» фашизму, нацизму и прочим антигуманным тенденциям, а также надеются на процветание социалистического общества.
В 1990-х в Югославии началась война. Она завершилась разделением страны на несколько независимых государства. Некоторые памятники были заброшены, другие – разрушены. Серия фотографий от Сильвена Эро демонстрирует сохранившиеся гиганты в Словении, Сербии, Черногории, Хорватии, Боснии и Герцеговине.
Идейная наполненность «памятной коллекции»
«Невидимые символы» задают вопрос: пронесли ли эти каменные строения свое историческое предназначение сквозь годы? Действительно, возрождение жестокой вражды между государствами бывшей Югославии в 1990-х спрашивает политиков, политологов, культурологов и общественных активистов, имели ли эти величественные символы мира (в смысле «мира, а не войны») какое-либо влияние на нормализацию отношений между людьми.
Этот посыл можно адресовать любому государству нынешней Европы по ряду причин:
- именно здесь проклевываются ростки неонацизма;
- на этой территории стараниями «третьих сил» подрываются принципы толерантности и мирного совместного проживания представителей различных национальностей, религий, политических взглядов;
- история подводит нас к риторическому вопросу: не стали ли символы и их значение абсолютно невидимыми для цивилизованного человечества?
- эти мысли высказывает Сильвен Эро, и практически никто из современных правителей не в состоянии внятно и адекватно ответить.
Символы остаются мертвы, если утрачен ключ к их интерпретации. Лучшим подтверждением того, что в сердцах людей еще жива идея мира, станет сохранение гармонии на планете. Горящие точки прошлого и настоящего – это трагический стимул к тому, чтобы бережно относиться к жизни каждого человека и не превращать жертвы в статистические данные. Мирное население бывшей Югославии, Донбасса, Сирии, Ирака, Афганистана ждет стабильного мира как манны небесной, надеется на главенство разума и гуманизма.
Конфликты следует залить живительной водой, а не подбрасывать дрова в тлеющий костер. Нынешнее положение вещей показывает, что фашизм и терроризм – хронические болезни цивилизации, требующие постоянного лечения, чтобы не допустить следующего обострения. В ином случае смертельные недуги убьют все то, что человечество создавало тысячелетиями, а именно – понимание ценности жизни.
Проект «Невидимые символы» получил признание жюри премии LensCulture Exposure Awards 2017 и стал финалистом конкурса. После просмотра фото не упустите шанс ознакомится с четырьмя десятками выдающихся талантов со всего мира! Если Вам понравились югославские монументы, вы непременно будете в восторге от других подобных проектов!

© Sylvain Heraud (все фотографии)




Удивительно красиво смотрятся памятники. Все фото сделаны ночью с подсветкой, в этом и есть преимущество в подаче для зрителя.
Памятники конечно интересные и своеобразные, но без дополнительных объяснений от знатоков, было бы трудно определить зачем они созданы.
Особенно футуристично выглядят памятники в Сербии и Словении. Поймала себя на том, что и мне сейчас они ничего не говорят, о чем должны бы. Просто необычные формы. Наверное, в качестве символов надо было что-то более понятное выбирать. Тогда бы их значение не потерялось.