Мир встречает «животные» инсталляции Клер Морган
В отношениях между человеком и природой наметился кризис. Люди привыкли брать у нее ресурсы, оставляя на теле планеты воронки карьеров и незаживающие раны шахт. Они загрязняют воду и вырубают леса. Многие виды животных и растений исчезли с лица земли, а тысячи других находятся под угрозой вымирания, среди них – яркие тропические рыбки.
Ирландская художница Клер Морган делает свой вклад в освещение данной проблемы. Созерцательная элегантность ее инсталляций – это визуально воспринимаемый вопрос о стабильности хрупких взаимоотношений между человеком и окружающей средой.
Художница родилась в Белфасте (Северная Ирландия) в 1980 году, изучала скульптуру в Нортумбрийском университете в Англии. Она выставлялась в Дворце Токио во Франции в 2009 году и со временем пришла к персональной выставке под названием «Life. Blood» («Жизнь. Кровь») в галерее Galerie Karsten Greve в Париже. С тех пор Морган принимает участие в международных шоу в Европе, США, Австралии.
Экологическая проблематика инсталляций Клэр Морган
Оригинальные проекты художницы вызывают резонанс в творческом сообществе, поскольку стимулируют ощущение необъяснимого, сверхъестественного:
- они ставят под сомнение наше понимание органической жизни и движения;
- животные здесь – это безжизненные оболочки. Целостность их физического тела удается сохранить благодаря тонкому таланту таксидермиста – профессионального изготовителя чучел;
- представители фауны застыли в пространстве, которое ограничено геометрическим рисунком и многократным повторением одного и того же фрагмента.
Висящие в воздухе инсталляции Клер Морган – это «сборная солянка» из органических и неорганических материалов, разбросанных в пространстве, которое создано и воссоздано со всей тщательностью и четким расчетом. Акцентируются темы, которые касаются отношения человека к окружающей среде, а также бесконечного «отлива и прилива» жизни – смерти и возрождения. Художница считает, что изучение телесной сущности животных, смерти и иллюзии вечности – это ее путь к пониманию данных явлений, способ их осознания.
Особая техника исполнения и глубина проблематики позволяют говорить об инсталляциях как о творческих и общественно значимых проектах:
- В работах инсталлятора есть спокойствие. Оно играет роль поэтического сопоставления разновидностей той активной позиции, которые легко проследить в поведении объектов из мира животных.
- Окружающее пространство, в которое помещены инсталляции, можно охарактеризовать как захватывающее, всеобъемлющее.
- Для создания декораций используются тщательно подобранные материалы. Их монтаж требует ответственности, скрупулезности, вариативности.
- Здесь можно увидеть все, что угодно, – от семян растений до обрывков полиэтилена и целлофана. Так Морган признает и подчеркивает хрупкость рукотворного пространства.
- Тем не менее, ее главные объекты остаются «в западне»: дикие животные заперты в вечной безмятежности своего искусственного каркаса!
Инсталлятор и художница также известна своими «кровавыми рисунками». Это работы на бумаге, которые отображают концептуальный процесс, ведущий прямо к завершенной, полноценной скульптуре или инсталляции. Благодаря своей выразительности, изображения на бумаге вмещают в себя движения и энергию, которые можно ощутить при просмотре итогов работы. Их полноценность понятна лишь в сочетании с продуманными до малейших деталей декорациями, которые, в конечном счете, оказываются неким ограничивающим фактором.
Эскизы на бумаге и бумажные заготовки всегда воспринимаются в связи с завершенными скульптурами. Они привлекают внимание к продуманной механической конструкции в виде линий и сеток. Этот предварительно созданный порядок перемежается элементами, существование которых предусмотрено самой природой. Естественные линии, представленные в плавных силуэтах животных, мягко, но уверенно разрушают линейную композицию окружающих декораций.
Если у Морган животный мир находится в плену импровизированных клеток и сетей, то великолепные гиганты Джеффа Уитлока вполне уютно себя чувствуют в Художественном музее! Человечество входит в эру глобальной неуверенности. Творения провоцируют глубокую интроспекцию в рамках чрезвычайно актуальной беседы на тему влияния человека на разрушение и преобразование окружающей среды.
Программа персональных выставок художницы:
- Stop Me Feeling (Прекрати мои чувства) – в Frist Centre for Visual Arts (Нэшвиль, Тэннесси, США), 10.02-7.05.2017;
- Resurgence – My God-Shaped Hole (Возрождение – В форме Бога) – в Fondation Francès (Санлис, Франция), март-декабрь 2017 года;
- Новая коллекция – в Paris-based Galerie Karsten Greve, осень 2017 года.
Я далек от современного искусства, но вот эти работы меня впечатлили, особенно понравилась с бабочкой.