«Невидимые символы» несуществующей страны

«Невидимые символы» (Les Symboles Invisibles) – массивные памятники, возведенные в странах, входивших когда-то в состав Югославии. Они прославляют победу антифашистского общества, где каждый имеет одинаковые права. С теоретической точки зрения, это эгалитарное государство, общество равенства. Недавние достижения государственного строительства ставят вопрос, многого ли удалось добиться в действительности.

Фотографии предоставлены Сильвеном Эро (, Грасс, Франция), инженером-исследователем в сфере информационных технологий. Жажда путешествий привела его в Европу, две Америки, Азию. В данных направлениях он плодотворно работает уже шесть лет, развивая талант фотографа. Особый интерес автор проявляет к архитектурному наследию человечества:

  • стремится понять значение памятников и монументов, изучить историю их создания и идейную нагрузку, которую они несут;
  • цель работы Сильвена – вынуть из глубин веков те секреты, которые скрывают молчаливые каменные глыбы и строения;
  • это важно, поскольку они имели и имеют культурное, промышленное, политическое значение для людей, стран, регионов.

Исторический экскурс по Югославии

За период 1960-1980-х годов федеральные государства тогда еще целостной Югославии построили памятники внушительного размера. Эти «споменики» (в переводе – «памятники») построены в память о местных жителях, которые сопротивлялись жестокости и зверствам, постигшим их в ХХ веке.

Камень и бетон соединяются, чтобы прославить опыт построения страны, в которой равенство всех будет стоять выше удовлетворения частных интересов. Монументами люди говорят «нет» фашизму, нацизму и прочим антигуманным тенденциям, а также надеются на процветание социалистического общества.

В 1990-х в Югославии началась война. Она завершилась разделением страны на несколько независимых государства. Некоторые памятники были заброшены, другие – разрушены. Серия фотографий от Сильвена Эро демонстрирует сохранившиеся гиганты в Словении, Сербии, Черногории, Хорватии, Боснии и Герцеговине.

Идейная наполненность «памятной коллекции»

«Невидимые символы» задают вопрос: пронесли ли эти каменные строения свое историческое предназначение сквозь годы? Действительно, возрождение жестокой вражды между государствами бывшей Югославии в 1990-х спрашивает политиков, политологов, культурологов и общественных активистов, имели ли эти величественные символы мира (в смысле «мира, а не войны») какое-либо влияние на нормализацию отношений между людьми.

Этот посыл можно адресовать любому государству нынешней Европы по ряду причин:

  1. именно здесь проклевываются ростки неонацизма;
  2. на этой территории стараниями «третьих сил» подрываются принципы толерантности и мирного совместного проживания представителей различных национальностей, религий, политических взглядов;
  3. история подводит нас к риторическому вопросу: не стали ли символы и их значение абсолютно невидимыми для цивилизованного человечества?
  4. эти мысли высказывает Сильвен Эро, и практически никто из современных правителей не в состоянии внятно и адекватно ответить.

Символы остаются мертвы, если утрачен ключ к их интерпретации. Лучшим подтверждением того, что в сердцах людей еще жива идея мира, станет сохранение гармонии на планете. Горящие точки прошлого и настоящего – это трагический стимул к тому, чтобы бережно относиться к жизни каждого человека и не превращать жертвы в статистические данные. Мирное население бывшей Югославии, Донбасса, Сирии, Ирака, Афганистана ждет стабильного мира как манны небесной, надеется на главенство разума и гуманизма.

Конфликты следует залить живительной водой, а не подбрасывать дрова в тлеющий костер. Нынешнее положение вещей показывает, что фашизм и терроризм – хронические болезни цивилизации, требующие постоянного лечения, чтобы не допустить следующего обострения. В ином случае смертельные недуги убьют все то, что человечество создавало тысячелетиями, а именно – понимание ценности жизни.

Проект «Невидимые символы» получил признание жюри премии LensCulture Exposure Awards 2017 и стал финалистом конкурса. После просмотра фото не упустите шанс ознакомится с четырьмя десятками выдающихся талантов со всего мира! Если Вам понравились югославские монументы, вы непременно будете в восторге от других подобных проектов!

Босния и Герцеговина
Босния и Герцеговина - Невидимые символы

© Sylvain Heraud (все фотографии)

Босния и Герцеговина - Невидимые символы

Босния и Герцеговина - Невидимые символы

Босния и Герцеговина - Невидимые символы

Босния и Герцеговина - Невидимые символы

Хорватия
Хорватия - Невидимые символы

Хорватия - Невидимые символы

Хорватия - Невидимые символы

Хорватия - Невидимые символы

Хорватия - Невидимые символы

Черногория
Черногория - Невидимые символы

Сербия
Сербия - Невидимые символы

Сербия - Невидимые символы

Сербия - Невидимые символы

Сербия - Невидимые символы

Сербия - Невидимые символы

Словения
Словения - Невидимые символы

Словения - Невидимые символы

3
Отправить ответ

avatar
3 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
3 Авторы комментариев
irena Авторы недавних комментариев

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Subscribe  
новые старые рейтинговые
Уведомлять если
Участник

Удивительно красиво смотрятся памятники. Все фото сделаны ночью с подсветкой, в этом и есть преимущество в подаче для зрителя.

Гость
Андрей Бородинский

Памятники конечно интересные и своеобразные, но без дополнительных объяснений от знатоков, было бы трудно определить зачем они созданы.

irena
Участник
irena

Особенно футуристично выглядят памятники в Сербии и Словении. Поймала себя на том, что и мне сейчас они ничего не говорят, о чем должны бы. Просто необычные формы. Наверное, в качестве символов надо было что-то более понятное выбирать. Тогда бы их значение не потерялось.